Столичные власти создают очередную городскую структуру, которая станет следить за безаварийной эксплуатацией жилищного фонда. Установить контроль за нынешними «домоуправами» средствами, определенными Жилищным кодексом, в Москве пока не удается.

В столичном ЖКХ создается новая структура. Первый заммэра Петр Бирюков подписал распоряжение о создании постоянно действующей комиссии по координации работы префектур по обеспечению безаварийной эксплуатации жилищного фонда города и подготовке его к проведению регламентных работ. Почему на пятом году действия Жилищного кодекса РФ за «безаварийную эксплуатацию» жилья должны отвечать не выбранные собственниками управляющие организации, а очередная правительственная комиссия, стало немного понятно после круглого стола, проведенного в четверг Советом общественных экспертов по жилищному самоуправлению при фракции «Яблоко» в Мосгордуме.

Как напомнил председатель Совета Дмитрий Катаев, первый квартал года – время, когда в соответствии с Жилищным кодексом собственники жилья должны получить от управляющих компаний (УК) отчеты по итогам прошедшего года. Правда, если судить по прошлому году, предположил он, мало кто из москвичей эти отчеты увидит.

Регулярно отчитываются в столице только те УК, которые получают от города субсидии на содержание дома, рассказал Катаев.

Да и то не за всю работу, а лишь за бюджетные средства, и не перед собственниками, а перед госучреждением «Центр реформы в ЖКХ». «Пока что эти отчеты вообще единственная информация о деятельности УК и единственная возможность жителей проконтролировать их работу, – рассказал Катаев. – Но в Центре нам говорят, что собственникам от такого отчета толку мало, гораздо полезнее составлять акты всякий раз, когда УК не выполняет должным образом свои обязанности (не моет полы в подъезде или не заменят вовремя лампочки)».

Между тем наиболее активные председатели ЖСК и ТСЖ считают, что полезен может оказаться любой документ, «выцарапанный» у переквалифицировавшегося в УК ДЕЗа (а таких УК в Москве, где по заявлению властей, 98% жителей уже выбрали способ управления домом – большинство).

Как рассказала член Совета Нелли Лукина, в годовой смете расходов на обслуживание ее ТСЖ наряду с перечнем выполненных работ, зарплатой работникам и стоимостью материалов значилась и такая статья, как расходы на реализацию городской программы «Мой двор – мой подъезд» и оплату работы специально привлеченных для этого рабочих. «Но ведь это бюджетная программа, и жители ДЭЗу за это не должны платить, – считает Лукина. – И зачем для частичного ремонта подъезда привлекать дополнительных рабочих, когда есть свои.

Еще одна хитрая статья в этой смете – комиссионные вознаграждения банков по договорам. Но мы же не «наличкой» им платим, а перечисляем деньги, где там потери на комиссионных? Понятно, что я такую смету не подписала». Председатель другого ТСЖ рассказал, что, обнаружив в смете расходов на свой дом виртуальные услуги, отказывался от оплаты до тех пор, пока эти работы не были действительно выполнены. В результате – добился от ДЕЗа ремонта крыши и промазки швов.

Однако подобные случаи в городе – не правило, а исключение. По мнению представителя Института экономики города Татьяны Лыковой, за время действия нового Жилищного кодекса так и не сложились нормальные отношения между собственниками как заказчиками и УК как исполнителями работ.

«Что такое общее собрание собственников, знают только в ЖСК и ТСЖ, – говорит эксперт. – В остальной – подавляющей – части домов такие собрания прошли в заочной форме, и в лучшем случае это было простое анкетирование. Люди здесь в глаза не видели ни соседей своих, ни УК». С другой стороны, в УК работают профессионалы, ясно представляющие себе проблему и не заинтересованные в просвещении не слишком грамотных пользователей. «Они пользуются несознательностью клиентов, которые не знают, что они заказывают и каковы их права, и отчеты – хорошая тому иллюстрация, – считает Лыкова. – Требование Жилищного кодекса об обязательной отчетности работает уже 4 года. Но оно либо просто игнорируется, либо выполняется формально. Я видела отчеты, состоящие из двух строчек – собрано столько-то средств, потрачено столько-то».

По мнению Лыковой, чтобы УК стали относиться к жителям не как к потребителям их услуг, а как к заказчикам, начинать контролировать ее работу надо не в конце, а в начале года. «Если сегодня УК придет к вам на собрание, она отчитается в рамках договора. А собственники знают, что они заказывали? Они подписывали договор? Прежде всего надо составить перечень работ на год – согласованный с собственниками план, тогда УК будет, в чем отчитываться через год», – объяснила эксперт.

Но для всего этого интересы жильцов дома должна представлять хоть какая-то организация, пусть даже в лице одного человека, но уполномоченного общим собранием.

Правда, даже там, где жители более или менее организованны и имеют грамотных представителей, проконтролировать новоиспеченных домоуправов не так просто. По мнению большинства членов Совета, в столичном ЖКХ сохраняется «крепостное право». В домах не описана общедолевая собственность, не понятно, кому принадлежат чердаки и подвалы, не составлен план их инвентаризации. И, значит, все документы объединений жильцов в таких домах недействительны.

«Департамент имущества до сих пор не дает нам расчеты по нежилым помещениям. А значит, мы не имеем возможности утвердить смету, – рассказал один из членов Совета. – В результате, даже когда мы видим в отчетах вопиющее отмывание денег, все равно не можем ничего доказать». Впрочем, считает Дмитрий Катаев, городских властей такое «крепостное право», при котором любые денежные потоки идут в обход собственников жилья, вполне устраивает.

http://www.gazeta.ru/realty/2009/01/19_ … 1#comments